Кто был первым человеком, привязавшим деревянные доски к ногам и скатившимся по снежному склону?
На ум сразу приходят северные народы. С конца девятнадцатого века, скандинавы, и в частности норвежцы, предпринимают серьезные попытки заявить, что их предки были первыми лыжниками. И согласно ранним средневековым сагам, скандинавы имеют долгую историю использования лыж во время темных и холодных зим севера.
И все же на этот вопрос не так легко ответить. Корни катания на лыжах уходят гораздо дальше, чем на пару столетий в прошлое.
Происхождение лыжного спорта
Письменные источники еще в ~ 206 г. до н.э. упоминают лыжи. На северо-западе России и в северной Норвегии есть наскальные рисунки, возраст которых превышает четыре тысячи лет, на которых изображены лыжники.
Более трехсот лыж и фрагментов лыж были обнаружены в торфяниках Скандинавии и России.
И есть сравнительные лингвистические данные, свидетельствующие о том, что первые лыжники появились в районе Алтайских гор. Некоторые ученые утверждают, что саамскому слову čuoigat, что означает «кататься на лыжах», от шести до восьми тысяч лет.
Ранние свидетельства I: Литература
В этом разделе будут перечислены несколько ссылок на лыжи и лыжников по всей Евразии на протяжении более двух тысячелетий. Упоминания будут принадлежать писателям, которые, возможно, просто слышали о лыжах, но никогда их не видели.
Хотя китайцам обычно приписывают изобретение печати, пороха и компаса, мало кто связывает их с катанием на лыжах. Некоторые китайские исследователи утверждают, что их предки первыми стали использовать лыжи.
«Хай Ней Цзин», восемнадцатый том книги «Шань хай цзин», посвященной различным направлениям мышления в период западно-ханьского Китая (206–25 до н.э.), гласит:
Люди национальности Динлин, живущие в горах Алтая на северо-западе Китая, бежали, как козлы, в долинах и на равнинах в «козлиных рогах» - своего рода сапог по колено, под которым привязана деревянная доска с передней частью в форме копыта.
Из этого Лю Цилу и Лю Юэе делают вывод о том, что в горном массиве Алтай «в 211-206 гг. до н.э. лыжи использовались как популярное средство передвижения, охоты и войны».
Прокопий Кесарийский (490–562 гг. н.э.) в своем произведении «История войн», VI. xv. 16-23, пишет:
Но среди варваров, которые поселились в Туле, только один народ, которого называют Скритифини, живет жизнью, подобной жизни зверей. Ибо они не носят одежды из ткани и не ходят с обувью на ногах, не пьют вина и не получают ничего съедобного от земли. Ибо они сами не обрабатывают землю, и их женщины не работают на них, но женщины регулярно присоединяются к мужчинам в охоте, что является их единственным занятием. Потому что леса, которые чрезвычайно велики, производят для них большое изобилие диких зверей и других животных, так же как и горы, которые поднимаются там. И они питаются исключительно мясом убитых ими диких зверей и одеваются в свои шкуры, и, поскольку у них нет ни льна, ни какого-либо инструмента для сшивания, они скрепляют эти шкуры сухожилиями животных, таким образом им удается укрыть все тело.
Лыжи прямо не упоминаются в вышеприведенном отрывке, но имя описанных людей - Scrithiphini - состоит из двух частей: scrithi, что в старом исландском - skriða «кататься на лыжах», и phini, что является современным словом финны, т.е. «финны на лыжах». Скритифини - это саамы северной Скандинавии, которые до этого катались на лыжах много веков назад.
Адам, историк и архиепископ Гамбург-Бремен, жил в XI веке (даты рождения и смерти неизвестны). В 1066 году он сообщает, что:
Между Норвегией и Швецией живут вармилани, финны и другие, которые теперь все христиане и принадлежат к Церкви в Скаре. На границе шведов и норвежцев на севере живут Скритефинги, которые, по их словам, опережают бегущих диких зверей.
Это еще одна отсылка к «финнам на лыжах», и здесь Адам упоминает только одну характеристику этих людей - их мастерство катания на лыжах.
Можно продолжать ссылаться на множество старинных текстов и произведений, где тем или иным образом упоминаются «скользящие на досках», но существуют более ранние свидетельства катания на лыжах.
Ранние свидетельства II: Наскальные рисунки (петрогли́фы)
Высоко в горах Алтая на северо-западе Китая археологи обнаружили несколько петроглифов, на которых изображены люди на лыжах. Пожалуй, самым ярким из них является изображение лыжника, охотящегося на козерога.
Некоторые китайские археологи утверждают, что катание на лыжах возникло именно здесь и распространилось оттуда через Россию в Финляндию, а затем и в другие скандинавские страны, так как возраст этой группы петроглифов ~ 10 000 лет. Если эта дата окажется точной, это будет самым старым свидетельством катания на лыжах в мире.
Однако другие исследователи считают, что конкретно этим гравюрам всего ~ 3000 лет.
Петроглифы лыжников также можно найти в Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Со временем ученые пришли к грубому консенсусу по поводу дат этих изображений.
В 1895 году большая группа петроглифов была обнаружена в Стейнхьере в графстве Северный Тронделаг в Норвегии (обычно считаются самыми старыми в Норвегии, возраст около 5500 лет). Но только в 2001 году в этой группе резных фигурок была обнаружена фигура лыжника, человека «Bøla». Интересно, что мужчина, кажется, использует только один шест, метод катания на лыжах, все еще практикуемый в Алтайских горах Китая.
Каменные надрезы, найденные в Альстахауге, Норланд, включают человека «Rødøy», фигуру, которая явно на лыжах.
«Rødøy»
В 1985 году ЮНЕСКО назвала наскальные рисунки в Альте, Финнмарк, частью Списка всемирного наследия, подчеркнув их важность для истории всех людей. Эта группировка, которой около 4-5 тыс. лет, включает в себя особенно тонкую гравировку лыжника.
Беломорские петроглифы находятся в местечке Залавруга, на островах реки Выг (примерно в 6 - 8 км от впадения её в Белое море, вблизи деревни Выгостров), датируются IV—III тысячелетием до нашей эры.
Ранние свидетельства III: Лыжи в торфяниках
Деревянные лыжи и лыжные палки были найдены в торфяниках по всей Скандинавии и России. Так как они легко датируются с использованием метода Carbon-14, они являются лучшим доказательством против различных теорий о происхождении лыж. К настоящему времени было обнаружено более трехсот лыж, лыжных пар и фрагментов лыж. О некоторых из них мы поговорим.
Древесина, как правило, быстро портится при воздействии воздуха. Тем не менее, ее можно хранить в течение тысяч лет, если она будет погружена в кислую среду, которую обеспечивает влажный торф.
Волшебная лыжа Йиркапа
На севере Коми до сих пор в хождении очень древние легенды об охотнике-лыжнике Йиркапе. Впервые её опубликовал в 1905 году классик национальной коми литературы К.Ф.Жаков. Существуют и другие фольклорные записи сказаний о Йиркапе, в разных и весьма отличных друг от друга вариантах.
Один из вариантов легенды выглядит примерно так:
Однажды охотник Йиркап на берегу Синдорского озера (на коми - Сiмдорты) помог лесному духу (лешему) Ворса побороть водяного духа Васа. За это Ворса подсказал Йиркапу найти волшебное дерево Ас пу («Своё дерево»), в котором содержалась душа и счастье охотника.
Йиркап изготовил из дерева Ас пу волшебную лыжу и с её помощью наловчился перемещаться в пространстве со скоростью мысли. При этом волшебная лыжа летит по воздуху, а вторая, из простого дерева, скользит по земле. Ни птица, ни зверь не смогли теперь конкурировать с ним, и вскоре Йиркап становится самым быстрым и удачливым охотником.
Слава о волшебном охотнике-лыжнике Йиркапе растёт, и тогда враги задумали его погубить. Вероломная колдунья Еретнича превращает свою дочь в голубоногого оленя (в других вариантах легенды, более древних, – в лося), поспорив с Йиркапом, что он не сумеет поймать оленя. Но охотник-лыжник всё же догоняет голубоногого оленя – аж в Уральских горах – и убивает.
Тогда колдунья «надоумила» тётку Йиркапа напоить его отравленной водой, в которой были замочены его же онучи (портянки). Осквернённая вода лишает охотника волшебной силы и лёгкости, и во время охоты на Синдорском озере он вместе с лыжами проваливается под лёд. Герой тонет, но волшебная лыжа срывается с ноги и летит на берег с такой мощью, что сбивает могучую сосну.
Огромный пень, что стоит на берегу озера, по сей день носит имя Йиркапа, а остров, рядом с которым утонул легендарный охотник, называется Йиркапув – «место под Йиркапом».
Нет никаких разногласий по поводу самой старой из когда-либо найденных лыж. В ходе раскопок 1960-1966 годов в толще невысокого холма, образованного древним погребённым гипново-осоковым торфяником, на глубине 0,8 – 3,0 м, наряду с обычными для мезолита кремнёвыми изделиями найдены в законсервированном состоянии более 200 изделий из растительных материалов (дерева, бересты, коры, травы). В том числе охотничьи луки, среди которых огромный лук-самострел возрастом 72 века.
Но главный артефакт среди деревянных изделий стоянки Вис I – обломок лыжи. Точнее, её приподнимающаяся носковая часть, оснащённая снизу скошенным назад выступом в виде головы лося. Археологи считают, что резьба действовала как тормоз на лыжах. Но, по заключению экспертов, скульптура лося выполняла и ритуальные «магические» функции.
Вот она, волшебная лыжа Йиркапа! Испытания методом Carbon-14 подтвердили, что этим ранним лыжам ~ 8000 лет.
В Швеции «kalvtraskskidan» занимает почетное место как самая старая шведская лыжа. В болотистой местности между деревнями Феботялен и Нибраннет, в двух километрах к востоку от Калвтрэска, в 1924 году было сделано очень замечательное открытие. При раскопках траншеи (в болоте) было найдено несколько длинных деревянных предметов, которые при ближайшем рассмотрении оказались парой лыж со связанными опорами, возрастом ~ 5200 лет.
«Kalvtraskskidan»
Саамы и эволюция лыжного спорта
Ссылки на лыжи и лыжников, представленные выше, охватывают широкий круг групп от тюркских народов восточной Азии к северо-западу до саамов северной Скандинавии. Не редко исследователи находили упоминания о саамах.
Кто такие саамы? Что мы знаем об их истории? И что для них значит катание на лыжах? Подробный взгляд на саамов даст подсказки об эволюции лыж.
Саамы - это коренные народы, населяющие северные районы Норвегии, Швеции, Финляндии и России, насчитывающие сегодня до 60 000 человек.
Размышления о происхождении саамов начались всерьез в семнадцатом веке, когда Йоханнес Шефферус повторил широко распространенное предположение, что саамы произошли далеко на востоке, в Азии, и мигрировали через внутреннюю часть континента в Финляндию и далее в прибрежные районы Фенноскандии. Если бы саамы мигрировали в Фенноскандию так рано - в то время как ледяной покров покрывал большую часть Скандинавского полуострова - им пришлось бы следовать по свободному ото льда побережью.
Инструменты каменного века превосходной формы из камня, рога и кости, найденные на участках Комса в северной Норвегии, свидетельствуют о том, что люди уже жили на побережье полуострова Варангер еще в ледниковый период более 10 000 лет назад. Есть несколько более молодых артефактов, найденных в местах, где стояли землянки - так называемая культура Фосна - в современной южной Норвегии между Осло и Бергеном. А в центральной Финляндии была обнаружена культура Суомусъярви, связанная с культурой комса, возрастом до 7000 г. до н.э.. Поскольку аналогичные артефакты обнаруживаются в местах обитания жителей тех районов, где сейчас живут саамы, между ними, похоже, существует определенная связь.
Саамы являются членами финно-угорской языковой группы, в которую входят саамский, финский и венгерский языки. Финно-угорская группа вместе с самоедским языком составляют уральскую подгруппу урало-алтайской языковой семьи. Саамы и финны заимствовали много слов друг у друга. Саамы также заимствовали много слов из норвежского и шведского языков, некоторые из них настолько стары, что сохранили свои древнескандинавские формы. Пекка Саммаллахти опубликовал детальное исследование языка саамов и его истории в 1998 году.
Одна из загадок о происхождении саамов всегда заключалась в том, что саамы и самоеды имеют довольно много словарных элементов и морфологических особенностей, которых нет в других финно-угорских языках. Корни этих языков идут от протоуральского языка, на котором говорили около 4500 г. до н.э.. Можно сделать вывод о связи между саамами и самоедами около 4500 г. до н.э. или ранее, после чего предки саамов эмигрировали от их предыдущего дома, расположенного в районе Уральских гор, на север, когда ледяной щит продолжал отступать из Фенноскандии. Как только предки саамов достигли Фенноскандии, они вступили в контакт и находились под влиянием неолитических групп, живущих к югу от них, недалеко от Балтики и в северной Скандинавии. Судя по свидетельствам языкового контакта и длительной практике смешанных браков между саамами и их соседями, наиболее вероятно, что саамы постепенно слились с потомками культур комса, суомусъярви и фосна.
Если мы посмотрим на лингвистические доказательства, представленные Фритьофом Нансеном в его книге «На лыжах через Гренландию», происхождение саамов становится несколько понятнее. Он попросил библиотекаря Андра М. Нансена исследовать слова о лыжах на языках северной Евразии, где лыжи, вероятно, использовались в течение тысячелетий. Нансен составил карту этих слов. Оказалось, что ни одно из основных индоевропейских слов о лыжах не было оригинальным. Например, само слово «лыжа» ассоциируется с английским skid - «кусок дерева или скользить». Skid происходит от индоевропейского корня skhait, skhit «split», поэтому его первоначальное значение не имеет ничего общего с лыжами. Нансену удалось сократить множество слов о катании на лыжах до трех основных семейств имен, которые все вернулись в район озера Байкал.
Следует отметить, что на карте Нансена есть ошибки в деталях. Несмотря на проблемы, карта убедительно свидетельствует о том, что предки урало-алтайских народов изобрели лыжи в районе озера Байкал недалеко от Алтайских гор. Поэтому вполне вероятно, что предки саамов мигрировали много тысячелетий назад из Центральной Азии в их нынешний дом, привезя с собой лыжи. Миграция, несомненно, была длительным процессом, вызванным потеплением климата и перемещением северных оленей и других животных на север.
Заключение
Когда предки саамов прибыли в Фенноскандию, они, без сомнения, использовали лыжи, похожие на лыжи «kalvtraskskidan», то есть, как лыжи, найденные среди зырян (коми), самоедов, чукчей, ламутов и даже айнов. Затем в последующие тысячелетия они изменили и усовершенствовали свои лыжи. Тот факт, что большая часть наскальных рисунков и более 300 болотных лыж были обнаружены в районах, которые были заняты почти исключительно саамами 3000 или более лет назад, убедительно подтверждает вывод о том, что саамы сыграли важную роль в доставке лыж из Центральной Азии в скандинавию, в их совершенствовании и в обучении других, как их использовать.