Александр Большунов и его товарищи по лыжне, которые добывают победы для России – это самая заметная часть большой команды, работающей на результат. И не было бы никаких грандиозных побед, если бы не труженики лыжного тыла. В первую очередь – сервисёры.
Эти парни сопровождают лыжников везде, готовят и откатывают инвентарь для самых разных условий и делают всё, чтобы наши спортсмены побеждали. Однако они почти никогда не выносят свою работу на публику. С одной стороны, там есть профессиональные секреты. С другой – просто не принято. Это своего рода закулисье лыжных гонок, которое не показывают по телевизору.
«Чемпионат» решил в это закулисье заглянуть и пообщался с заместителем шефа сервис-группы сборной России Виктором Головиным. Будет ли у сборной России по лыжным гонкам на Олимпиаде в Пекине свой вакс-грузовик. Сколько сервисменов отправятся на Игры-2022? Что нашим специалистам известно про китайский снег. Как наша сервис-бригада готовится к полному запрету на фтор. И жёстко ответил на подозрения соперников в читерстве.
Специалист рассказал всё. Что можно рассказывать, конечно.
«Русские закрытые, чем они делают лыжи, никто не знает»
Виктор, начнём с горячей темы: как сейчас обстоят дела с запретом на определённые компоненты фторсодержащих средств для подготовки лыж? Как это всё проверяется?
Правила есть, все национальные федерации их вроде бы подписали. Но как исполнение этих правил будет контролироваться, думаю, не знает никто. Мы ждём первого этапа и посмотрим, какие действия предпримет FIS.
В данный момент категорически запрещены к использованию средства подготовки лыж, содержащие углеродистую цепочку С8. У нас остались старые запасы с этим компонентом, но использовать их мы не собираемся.
Все фирмы-производители перешли на разрешённую продукцию, её у нас в достаточном количестве. С того момента, когда пошли разговоры о запрете фтора, а это было примерно два года назад, мы ведь не сидели сложа руки, а занимались постоянным тестированием новых продуктов. Мы готовы к сезону и любому развитию событий.
Насколько часто FIS связывается с национальными федерациями на тему запрета фтора?
Я и Сергей Лопухин участвовали в июле в одной онлайн-конференции, где были представители разных стран, а со стороны FIS – Вегард Ульванг, курирующий лыжные гонки. Обсуждался вопрос контроля фторсодержащих средств. У FIS были свои идеи, мы тоже высказали свои предложения.
И после этого я получал информацию только от Елены Валерьевны, которую по мере получения она сразу передаёт нам. Скажу честно, в разработанных правилах за контролем использования фтора нет никакой конкретики, всё вилами по воде писано.
Получается, все друг друга будут подозревать. Норвежец Эмиль Иверсен недавно заявил, что мошенничество неизбежно.
Ага, недвусмысленный такой намёк сделал. Но к нему не подойдёшь и не потребуешь, чтобы он перестал такое говорить. Он ведь скажет, что не имел в виду сборную России.
Моя позиция простая в данном случае: все должны быть в одинаковых условиях, если вы проверяете работу российской сервис-бригады, проверяйте всех.
Нам финны на онлайн-конференции прямо сказали, что русские закрытые, чем они делают лыжи, никто не знает. Я им предложил прийти к нам в вакс-грузовик и посмотреть.
К нам всегда заходит оператор FIS, на камеру снимает то, что мы делаем. Никто не сможет сказать, что мы кого-то не пустили посмотреть, как мы готовим лыжи.
А другие сервис-бригады тоже обеспечивают такой уровень доступа к секретам подготовки лыж? Приходите и смотрите, а голословные обвинения делать не нужно. Надеюсь, что все страны просто будут придерживаться правил, какими бы они ни были.
А вы видели прибор, которым определяется наличие фтора на лыжах?
В руках я его не держал. Но знаю, что откалибровать его пока не получается. На улице прибор показывает одни результаты, а в помещении – совершенно другие. Как в таком случае будет осуществляться контроль, я не знаю. Да и никто не знает.
«В Пекине нашего вакс-грузовика не будет»
Вакс-грузовик сборной России поедет на Олимпиаду в Китай?
Нет, это даже не обсуждается. Ни одна команда ни привезёт с собой грузовик, в том числе и Норвегия. Это слишком далеко и затратно.
В Пхёнчхане тоже ни у одной сборной вакс-фургонов не было. В Сочи у нас была возможность использовать грузовик и поднять его на высоту, норвежцы пригнали свою фуру, но она стояла внизу в Олимпийской деревне.
Не исключаю, что в Пекине вакс-грузовик будет только у сборной Китая, но всё же сомневаюсь в этом.
Сколько сервисёров будет готовить лыжи сборной России на Играх-2022?
Этот вопрос будет решён в течение ближайшего месяца. Мы рассчитываем, что наша сервис-команда будет состоять из 12 человек, этого вполне достаточно для нормальной работы. В Корее мы работали тем же составом, 11-12 человек.
Скажу так, однажды мы летали на «Тур Канады» всего лишь впятером на 15 спортсменов. И ничего, справились, причём команда выступала очень здорово, Серёга Устюгов до последнего боролся за победу в «Туре» с Мартином Сундбю.
В Пекине у нас будет 16 спортсменов, но ведь не все же побегут в один день. Олимпиада в плане работы и организации даже полегче, чем этап Кубка мира. В одной гонке на Играх участвуют не более четырёх представителей одной страны, да и проходят гонки, за исключением спринтов, в разные дни.
А на Кубке мира в один день могут бежать до 20 спортсменов. На четверых спортсменов 12 сервисёров – более чем достаточно.
Вакс-грузовика в Китае не будет. А штайншлифт-машина?
Вот на это мы рассчитываем. Сейчас Елена Валерьевна решает вопрос по доставке машины на Олимпийские игры. Это даст нам возможность потестировать структуры на китайском снегу.
а неделю до чемпионата мира в Оберстдорфе мы также со своей машиной отправились туда на сбор, продуктивно поработали, нашли пару хорошо показавших себя структур, и на самом турнире наши спортсмены бежали именно на них.
Что сервис-бригаде сборной России известно о состоянии снега в Чжанцзякоу, где пройдут лыжные гонки?
FIS присылал нам подробный отчёт о состоянии снега за последние три-четыре года, где по дням было расписано, какой был снег, когда выпадал и в каком количестве, какие были перепады температур. Но на основе этого нереально что-то достоверно прогнозировать.
Перед Сочи мы три года проводили тесты, и у нас три года в феврале шёл снег. Но приехали на Олимпиаду, а на улице +20. В итоге получилось, что титаническая работа была проведена вхолостую, пришлось адаптироваться на ходу.
В Пхёнчхане тоже тестировали не один год, и постоянно свежий снег, температура около нуля. Приехали в Корею, там дубак настоящий почти две недели был, пронизывающий ветер, а когда гонки начались – температура резко выше нуля поднялась, опять все наработки насмарку. Опыт и знания остались, но они были неприменимы к той ситуации.
Исходя из отчёта FIS, была какая-то подобная снежная и температурная обстановка раньше в другой стране? С чем можно сравнить?
С Кореей. Горы, постоянный сильный ветер, грязный снег, потому что ветер песок приносит.
Грязный снег – это сложность?
Не сказал бы, поскольку наработки никуда не пропадают. Да, состав продуктов у фирм чуть поменялся из-за новых требований, в целом всё то же самое. В какую погоду и на какой снег ты тестировал определённый продукт с ныне запрещёнными компонентами, то же самое будет и сейчас, только с полностью разрешёнными.
Могу открыть небольшой секрет: на чемпионате мира в Оберстдорфе мы уже бежали на новых продуктах, и они работали хорошо.
Настрой в олимпийский сезон у сервиса боевой?
Как всегда. Мы же работаем по максимуму, по-другому просто не получится. Сервис к каждой гонке подходит ответственно, будь это просто отборочный старт или Олимпиада.
Источник: Чемпионат